Перевод Why Apple’s switch to Intel Macs was so important, and so successful
Девять лет назад Apple выпустила первый iPhone. Но фундамент успеха компании был заложен годом ранее.
Летом 2006 Apple смогла преобразить Mac, переведя его с процессоров PowerPC на Intel, фактически пересадив головной мозг
всей линейке компьютеров.
Переход, о котором было объявлено на WWDC 2005, был очень важным. Процессорам PowerPC, производимым IBM, было все сложнее соревноваться с чипами от Intel. Хотя PowerPC, потенциально, могли достигать высоких скоростей, они очень сильно грелись, и в некоторые модели Power Mac даже устанавливалось жидкостное охлаждение. Разумеется, об использовании подобных процессоров в ноутбуках речи идти не могло. Помимо проблем с температурой, IBM испытывала постоянные задержки в выпуске новых моделей PowerPC. Стив Джобс считал, что если Apple хочет оставаться конкурентоспособной, ей нужны чипы лучше и без задержек.
Перейти на Intel не так-то просто
Сменить платформы – особенно для компании размером с Apple в 2005 – очень тяжело. Более того, это настолько тяжело, что Apple – единственная компания, которой удалось успешно это провернуть. Стоит заменить, что в 2005 компания меняла платформы во второй раз: в середине 1990-х процессорам Motorola 68000 пришли на смену PowerPC. Но тот переход, хотя и удачный, был намного менее масштабен.
Многим (например, Джону Груберу (John Gruber), автору Daring Fireball) казалось, что перехода на Intel не случится. В основном – из-за проблем с совместимостью, ведь программы, скомпилированные для PowerPC, на Intel просто так не заработают. Но, в неизменной обстановке абсолютной секретности, Apple работала над довольно элегантным решением.
Программа-переводчик
, получившая очень подходящее имя Rosetta, была динамическим транслятором бинарного кода, то есть на лету
преобразовывала PowerPC-код для работы на Intel. Для большинства программ это означало, что они будут работать без каких-либо изменений.
Но не всем приложениям так повезло: Adobe Creative Suite 2, например, оказалось настолько непростым, что Adobe задержала версию для Intel до 2007 года. Но еще тяжелее было разработчикам новых приложений, ведь даже после полного перехода Mac на Intel миллионы старых PowerPC-моделей активно использовались. Разработчики просто не могли себе позволить забыть
об этих пользователях. Для таких компаний, как Adobe и Microsoft – публично поддержавших переход на Intel, но все еще имеющих множество клиентов на PowerPC – было очень важно получить возможность обслуживать обе платформы.
Однако и здесь, как оказалось, Apple все просчитала, представив универсальные исполняемые файлы, или Universal binaries. Universal binary – это приложение, поставляющееся с кодом для обеих платформ. Поэтому, если вы устанавливали программу с CD (помните, на дворе 2006) или скачивали из интернета, приложение заработало бы вне зависимости от вашего Mac.
Поддержка Windows
Хотя основной причиной для перехода был вопрос вычислительных мощностей, одним из преимуществ оказалась совместимость с Windows. В апреле 2006 Apple представила Boot Camp – технологию, позволяющую запускать Windows XP прямо на железе
вашего Mac.
Преимущества Intel дали старт и программам виртуализации: Parallels Desktop, впервые вышедшая в 2006 и VMWare Fusion в 2007. Популярность Mac, поддерживаемая iPod, росла давно. Но, благодаря переходу на Intel и поддержке Windows через Boot Camp или виртуализацию, миллионам людей, которые хотели перейти на Mac – но не могли бросить Windows – наконец-то не приходилось ничем жертвовать.
Рождение MacBook
Особенно явно популярность Mac была видна благодаря новому MacBook: 13.3-дюймовому ноутбуку, впервые увидевшему свет в мае 2006. Он не был первым Apple-компьютером с процессором Intel, но был самым важным. Преемник iBook, MacBook был первым современным Mac, предназначенным для рядового пользователя
.
Доступный в черном и белом, с прямыми, гладкими линиями и широким экраном, ноутбук сильно отличался от старого iBook. MacBook, пожалуй, был даже лучше Windows-ноутбуков, ведь на нем можно было запускать приложения и для Mac, и для Windows. Помимо возможностей, у ноутбука была очень конкурентоспособная цена – за 1099$ было сложно найти Windows-ноутбук лучше.
Запуск MacBook совпал со стартом кампании Get a Mac
. За четыре года существования ставшее знаменитым I’m a Mac. And I’m a PC
помогло продать миллионы компьютеров Apple.
Mac на платформе Intel – и MacBook в частности – можно считать одной из причин успешности iPhone. Да, iPod привлекал к Apple все больше клиентов, но именно растущая популярность Mac помогла разогреть интерес к новому продукту от компании.
После перехода на новые процессоры Mac OS X тоже переживала возрождение. Масса инди-разработчиков уже создавала приложения для операционной системы, но успех компьютеров на новой платформе смог создать рынок для свежих, потрясающих идей. До сих пор множество компаний делает приложения для Mac в первую очередь, а уже потом, да и то не всегда, для Windows: Evernote, 1Password, Sketch, Pixelmator и другие.
Десять лет спустя
Вспоминая переход на Intel и насколько гладко он прошел, всегда стоит помнить, как легко можно было допустить серьезные ошибки. С выходом Windows 8, Microsoft попыталась перенести часть операционной системы на процессоры ARM с помощью новой Windows RT. Windows RT обернулась катастрофой. Не было создано аналога Rosetta, чтобы запускать x86 приложения на ARM. Вместо него разработчикам приходилось встраивать в каждое свое приложение код для новой платформы. Но Microsoft и ее партнеры не вкладывались серьезно в Windows RT, и разработчики просто решили не заморачиваться. Microsoft до сих пор пытается перевести разработчиков на создание Универсальных приложений
– Universal Windows Apps, но в этот раз для ARM-смартфонов под управлением Windows 10. То, с каким трудом это дается Microsoft (на фоне полного коллапса Windows RT) только подчеркивает, как быстро и безболезненно дался Mac OS X переход на Intel.
P.S. Ей не нашлось места в статье, но мы не можем не упомянуть Developer Transition System (Система Перехода для Разработчиков), троянского коня
в обличьи Power Mac. Созданная, чтобы облегчить перенос приложений на новые процессоры, она была уникальной. Внутри немаленького корпуса находилась на удивление скромная по размерам плата Barracuda с установленным на ней 3.6GHz Pentium 4. Хотя компьютер и работал под управлением 10.4.1 Tiger, на нем не было даже привычного Open Firmware. При запуске вас встречал обычный BIOS, а разметка диска GUID была заменена на MBR. Увы, компьютеры нельзя было купить – Apple давала их только разработчикам и только в аренду, поэтому найти DTS сегодня очень тяжело.