Эта перевод статьи “Final Cut Pro X 10.3 – First Look” с сайта fcpxpert.net
Наконец мучительное ожидание закончилось: вышли обновления для Motion и Compressor!
Так, стоп…
Final Cut Pro X 10.3 ведь тоже обновился, разве не так?
Довольно долго мы ждали его, но это того стоило. Это обновление – самое крупное на данный момент. И раз уж все в Интернете бросятся писать пространные статьи об этом, я напишу о том, как пользоваться программой после обновления (чтобы не получилось, что «неосилил»). Для начала вот вам список того, что же вошло в обновление, а ниже уже рассмотрим все детально.
Что нового:
Если вы заглянете в список изменений к релизу, вы увидите, что добавлено и сделано гораздо больше. Новые Pro-форматы, Таймлайн на весь экран для второго монитора (и еще две опции), xml-импорт в уже существующие события (это вот моя любимая часть!). Теперь понятно, почему это обновление так долго делали, это же практически новый продукт! Но FCP X 10.3 будет работать на macOS El Capitan версии 10.11.4 и выше.
Не буду перечислять все новые «фишки» — их всегда можно найти в Интернете или в разделе «Помощь» — давайте лучше посмотрим, как же приручить эту зверушку.
Полностью новый интерфейс
Темный, плоский и, как по мне, так гораздо более удобный, чем прошлый… Я использую целую кучу программ нелинейного монтажа, и эта версия FCP явно приятнее в работе. Многие кнопки, управление и опции меню переместились или сгруппировались гораздо более логичным образом, чем раньше. Какое-то время вы потратите на то, чтобы понять, что теперь где, но это действительно полезные изменения для рутинной работы с FCP.
Браузер музыки и Эффектов переехал теперь в основной браузер и получил легко читаемый вид вейвформ. Титры и генераторы теперь тоже в браузере. Вынесите браузер на второй монитор, как я, так гораздо проще работать
Также теперь можно хранить моушнпроекты в Библиотеке, если понадобится. Это настраивается в Инспекторе Библиотеки или правым кликом в Библиотеке в Браузере, в общем, догадается даже ребенок. Когда вы предоставляете доступ к Библиотекам (Libraries) или архивируете их, ваши проекты тоже получат новые права доступа или будут заархивированы. Но помните, что все плагины, которые не хранятся в папке Motion Templates Folder, нужно будет установить на все машины, где вы будете открывать Библиотеку.
Новые настройки расширенного цветового диапазона (Wide Gamut Options) и проверки диапазона на просмотровом мониторе (Viewer Range Check)
Новые настройки позволяют редактировать проекты и сохранять мастера в цветовых пространствах Rec.709 или Rec.2020 (расширенном цветовом пространстве, Wide Color Gamut). Вы можете устанавливать цветовые пространства для отдельных проектов или же сразу для всей Библиотеки. Помните, что чтобы перевести изменении проект из Rec.709 в Wide Color Gamut, сначала нужно перевести в него всю Библиотеку. Тогда в пределах одного проекта можно будет переключаться между двумя цветовыми пространствами.
Появилась возможность показывать слои проверки диапазона (Range Check overlays). Большинству это не нужно, а вот профессионалы, особенно готовящие проект для вещания, оценят всю полезность.
Настраиваемые рабочие пространства (Workspaces)
Есть уже несколько предустановленных настроек, но теперь вы можете создавать и сохранять свои собственные. Добавлены новые кнопки для быстрого переключения между одним и двумя мониторами, добавление и скрытие Таймлайна и Браузера, в общем, есть миллион комбинаций того, что вы хотите показывать в каждом пространстве на любом из своих мониторов. Мой любимый приём — развернуть Таймлайн на весь экран на втором мониторе. Сохраните столько вариантов, сколько понадобится. Это очень круто, легко в работе и отлично реализовано. Также можно открыть настройки в Файндере (Finder), чтобы скопировать их в другие системы.
Убрать Эффекты и убрать атрибуты
Еще одна долгожданная и отлично реализованная фича. Можно выбрать группу Клипов и убрать с них все Эффекты. Или добавить, если нужно. Этого стоило ждать, определенно! И на десерт: Match Color теперь снова можно копировать и вставлять или сохранить в пресеты, он больше не столь сиротлив как это было в предыдущих версиях, начиная с 10.2.0).
Инспектор можно развернуть на всю высоту экрана
Это очень удобно! Можно использовать Инспектор как обычно, а потом, нажав кнопку, развернуть его по высоте экрана. Очень полезная фича, особенно если вы используете Эффекты с большим количеством настроек.
Работа с Библиотеками из SMB NAS
Теперь можно открывать и редактировать Библиотеки, которые хранятся в сетевых папках (NAS, Network Attached Storage, сетевое хранилище; при условии подключения по протоколу SMB). Никаких изощренных установок, железок или танцев с бубном. У меня Mac mini 2013, на котором стоит OS X Server, к нему подключено несколько дисков Promise Pegasus, я подключаюсь к нему по гигабитной сети, и у меня все отлично работает.
По каким-то причинам я не смог скопировать свои Библиотеки со своего компьютера на сервер (скорее всего, были проблемы с правами доступа). Но я создал новые Библиотеки на сервере и они работают там также, как локальные Библиотеки. Предпросмотр формы волны (Waveforms) и иконки предпросмотра кадров обновляются чуть медленнее, но тут дело в скорости Ethernet, а не в FCP. Очень удобно для тех, кто работает в групповых средах.
Таймлайн 2.0 — Роли
Вот об этом будут говорить все… После переделки большинства других компонентов за последние несколько лет, Apple наконец дошел и до Таймлайна. Роли, которые всегда были в основах принципов работы FCP X, теперь заиграли новыми красками. Это значит, что теперь еще важнее стало правильно их назначать и использовать.
Чтобы упросить этот процесс, теперь можно назначать свои роли при импорте или использовать автоматическое назначение ролей iXML при импорте. Кроме того, вы можете назначать роли для компонентов многоканальных мастеров пакетно, в Инспекторе Аудио (Audio Inspector), и вам больше не потребуется Role-O-Matic. Можно переименовывать и назначать роли в Инспекторе или Индексе Таймлайна, или кликнув правой кнопкой мыши на Клипе или группе Клипов в Таймлайне или браузере.
Короче говоря, теперь гораздо проще назначать роли для Клипов, в какой бы части программы вы не находились. Роли можно искать в Индексе, и теперь есть поиск по типам Клипов: Аудишн Клипов (Audition Clips), Компаунд Клипов (Compound Clips), Мультикам Клипов (Multicam Clips) и Синхронизированных Клипов (Synchronized Clips).
Цвета ролей
А вот и то, чего так требовали люди… ролям можно назначать свои цвета. Да-да, роли может быть присвоен любой цвет из дефолтной палитры. Теперь мы тоже можем сделать безвкусно яркий Таймлайн как Avid и Adobe!
Шутки в сторону, на самом деле я рад, что у нас появилась эта возможность. Все изменения в ролях основаны на Библиотеке, так что если вы всегда хотите использовать не те цвета, что стоят по умолчанию, придется это сделать в каждой Библиотеке. И как всегда эта проблема решается созданием «эталонной» Библиотеки, которую вы будете копировать при создании новых Библиотек.
Вы сразу заметите, что роли теперь работают немного по-другому. У каждой крупной роли всегда есть своя подроль (subrole) с таким же названием. Выберите «Музыка» — и ваш Клип получит подроль (Музыка-1). Как и в прошлых версиях, вы можете переименовать любую подроль и создать кастомную мастер-Роль. Важно, что каждая мастер-Роль теперь подобна коробке, в которой лежат все подроли этой категории. Я еще напишу об этом ниже.
Таймлайн 2.0 — более Таймлайн!
По умолчанию Таймлайн выглядит примерно так как и раньше. Глобальное отличие в том, что роли теперь располагаются как можно ближе друг к другу. Вы можете перенастроить порядок ролей в Таймлайне, перетащив их в индексе. Мне это действительно пришлось по душе.
Также можно при помощи функции “Focus” выделить одну Роль, остальные при этом схлопнутся до почти микроскопических размеров. Самое невероятное в том, что при этом с даже такими крошками удобно работать. Это очень полезно для проектов с большим количеством аудиоклипов. Никаких глобальных изменений в уменьшенные роли вы, понятное дело, внести не сможете, а вот обрезать, добавить Эффекты и переходы — запросто! То, что нужно для людей с небольшими экранами!
Вы точно заметите, что Клипы теперь располагаются не так тесно, как раньше. Роли могут перекрывать друг друга при настройках по умолчанию, вы все еще можете настраивать высот Клипов вручную, но «нижняя» Роль никогда не переместится выше любой из Ролей другого уровня.
Еще одно отличие в том, что вы больше не можете поставить клипы без видеодорожки выше основного клипа. Довольно неприятно, что нельзя же приготовить омлет, не разбив яиц, так? Разнообразные настройки вида клипов (Clip Appearance) также немного отличаются, просто пройдитесь по ними сами — поймете все.
Итак… У нас есть новый вид по умолчанию, но вот крышу вам снесет от другого нового вида.
Таймлайн-шоссе.
Добро пожаловать в Многополосный Вид (“Lanes View”). Включив эту опцию в индексе Таймлайна, вы перенесете каждую Роль на свою отдельную дорожку. Это новый, мощный способ сделать нелинейный монтаж, не отказываясь от возможностей магнитного Таймлайна.
Вы можете сделать одну дорожку для каждой мастер-Роли и всех ее подролей или расширить вид и показать по дорожке на каждую подроль. Можно вынести в Многополосный Вид (Lanes View) одну дорожку, а остальные оставить в обычном виде, если вам так удобно. Нажмите кнопку “Show Audio Lanes” чтобы изменить весь вид Таймлайна.
В этом есть все удобство традиционных треков без потери возможностей магнитного Таймлайна. FCP X уже было сделал так, что традиционные треки кажутся музейными экспонатами, но теперь роли и Lanes View сделали их уж совсем допотопными. Разумеется, между всеми этими видами можно переключаться во время воспроизведения. Удивительно, как все это сделали в Apple. Ниже — маленькая анимация с переключением Видов и переназначением Ролей.
Скептики скажут: «Так это ж треки в FCP!» Но это не треки, это полностью новый концепт. Конечно, вы можете пересортировывать дорожки в других программах, но ни одна из них не даст вам того, что Таймлайн FCP X может сделать с Ролями и Полосами. Даже близко не может.Вот зуб даю. Попробуйте — увидите сами.
Применение Эффектов к ролям Компаунд Клипов
А вот это действительно важная функция. Сделайте Компаунд Клип в своем проекте, выберите его в Таймлайне и используйте кнопку Показать Аудио Полосы (Show Audio Lanes) в Индексе Таймлайна, чтобы расширить индивидуальные мастер-Роли как Клипы. Также возможно использовать Эффекты как к Ролям, так и ко всему Компаунд Клипу в целом. Представьте себе: вы применяете пресет “Закадровый Комментарий” (Voiceover) к мастер-Роли, добавляете настройки Эквалайзера к Роли Диалога и накладываете компрессию/лимитер/LUFS измеритель на весь получившийся Компаунд Клип! Выберите Роль (или компаунд Клип) в аудио Инспекторе чтобы внести изменения в внутренние параметры или применить Эффекты. Разумеется, вы можете изменять уровни как ролей, так и Клипа в Таймлайне или Инспекторе. Важно, что каждая Роль в компаунд Клипе может быть обработана отдельно от других ролей и самого Клипа.
Огласите, пожалуйста, весь список!
Как я уже писал выше, в этой версии есть множество новых функций, исправлений и улучшений. Гораздо больше, чем на одну статью. FCP X 10.3 еще и очень быстрая. Она открывается быстрее (сначала подгружается интерфейс, а потом открываются Библиотеки) и работает на том же уровне или быстрее предыдущих версий.
Многие изменения в Таймлайне, ролях и прочем открывают отличные возможности для дальнейших обновлений. Также большинство крупных изменений и дополнений в 10.3 направлено именно на профессионалов.
Может, теперь сообщество перестанет жаловаться, что Apple не заботится о профи… Хотя нет, очень сомневаюсь.
И что еще важнее: с этой версией невероятно приятно работать. Она стабильная, приятная на вид, а новым Таймлайном и другими функциями действительно удобно пользоваться! Лично я советую уже поставить ее и начать изучать меню и новые «фишки». Да, привыкнуть к новому займет какое-то время, но ведь в том и кайф!
Нужно ли обновляться прямо сейчас?
Да! С некоторыми оговорками…
Ваши текущие Библиотеки будет обновлены в этой версии. Как всегда, создайте резервные копии Библиотек, прежде чем открыть их в 10.3. И всегда хорошим советом было заархивировать текущую версию программы. Если у вас в самом разгаре масштабный проект — отложите обновление до лучших времени. Впрочем именно этому совету я и не последовал.
Все Библиотеки, которые я обновил (в том числе и очень объемные), спокойно пережили обновление. Были мелкие недочеты, но они просто разрешались. Чем больше и сложнее ваш проект — тем больше времени займет обновление, но если время для вас не в приоритете — вперед!
Роли в текущих Библиотеках и проектах обновляются иногда довольно странным образом. У меня не возникало проблем, но имейте это в виду. Использование просмотра дорожек и расширение подролей позволяет отловить возможные ошибки практически сразу. Как обычно, могут криво работать плагины от сторонних разработчиков. У меня их… кхм, много, и большая часть прошла это испытание на ура. Я сам слышал от одного разработчика плагинов, что в этой версии все работает лучше, чем в прежней, но держите руку на пульсе.
FCP X 10.3 обновляет версии fcpxml до версии1.6, и приложения, которые используют fcpxml могут не заработать с fcpxml 1.6 корректно. Вы можете самостоятельно экспортировать fcpxml 1.5, так что теоретически, всё будет хорошо. Но изменения в Ролях могут привести к непредсказуемым проблемам в старой версии. И опять же, ничего криминального я не нашел, но если у вас есть производственные процессы, в которых вам необходимо использовать fcpxml, я бы сначала перестраховался.
Кстати: Последние версии X2Pro и других программ от Intelligent Assistance уже работают с fcpxml 1.6. EDL X работает с экспортированным fcpxml 1.5, а к тому моменту, что вы будете читать статью, возможно также обновится.
Поводя итоги: это важное обновление, и теперь очевидно, почему его разработка заняла столько времени. Если вам нравится FCP X, то в эту версию вы вообще влюбитесь. Если вам не нравится FCP X, дайте ей шанс, может, ваше мнение изменится. От себя скажу, что мне приходится тяжко, когда приходится работать на старой версии FCP, а работа с другими программами нелинейного монтажа теперь еще больше выводит меня из себя.
FCP X всегда обладала функциями, выделяющими ее из плеяды других программ, а с этим обновлением она вообще оказалась на порядок выше. Команда Pro Apps явно превзошла себя, ударно поработав над новой версией. Я бы послал им цветов, пожалуй..