Это перевод статьи “Apple Culture After Ten Years of iPhone“. Автор оригинальной статьи – Жан-Луи Гассе, бывший исполнительный директор Apple Computer Inc., проработавший в компании с 1981 по 1990 годы и создатель платформы Be.
Сегодня Apple воспринимается как iPhone-компания, машина по производству и сбыту сотен тысяч смартфонов, генерирующая горы выручки. В этой статье мы посмотрим, что нового привнес феномен iPhone в культуру Apple, и что оставил неизменным.
Десять лет назад никто и подумать не мог, что это творение Джобса настолько изменит Apple. Более 60% сегодняшней выручки компании составляют iPhone и отчасти поэтому многие считают Apple iPhone-компанией. Но так ли это? Неужели iPhone настолько сильно изменил Apple?
Гораций Дедью (Horace Dediu), автор статьи “Первый триллион долларов самый трудный”, инженер и выпускник Гарвардской школы бизнеса, подвел итоги декады iPhone в цифрах:
За первые 10 лет было продано 1.2 миллиарда iPhone, что сделало его самым успешным продуктом всех времен. iPhone положил начало iOS-империи, включающей в себя iPod touch, iPad, Apple Watch и Apple TV. В целом продажи iOS-устройств за 10 лет составили 1.75 миллиарда единиц. Если так пойдет дальше, то к 2018 году количество проданных устройств может приблизиться к 2 миллиардам.
… только в этом году доход от iOS составит около триллиона долларов.
Тяжело представить такие цифры.
Легко вообразить шахматную доску и ходить фигурами “в уме” или прикинуть рассадку гостей на праздничном ужине. Но как представить себе триллион долларов или миллиард смартфонов?
Давайте посмотрим, можно ли превратить эти непредставимые величины в осязаемую сущность.
За последний рождественский квартал Apple продала немногим менее 80 миллионов iPhone, это около 900 000 в день. В одном дне 86400 секунд, для удобства подсчета округлим до 90000.
Но производство смартфона это не секундное дело, устройство не появляется по нажатию кнопки. Допустим, сборка одного iPhone занимает 15 минут (округлим до 1000 секунд). Сколько потребуется параллельных линий производства, чтобы делать по 10 iPhone в секунду? Делим 1000 на 1/10 и получаем 10000! Десять тысяч линий производства, чтобы делать десять смартфонов в секунду.
Можно жонглировать цифрами, но постичь масштабы и сложность производственной машины Apple, представить себе ее абстрактную модель по прежнему тяжело. Так мог ли этот немыслимый процесс производства изменить саму компанию Apple? Учитывая такой размах, почему бы и нет? Масштабы цепочки поставок Apple требуют военной точности. Производство и продажа 212 миллионов iPhone в год (в 2016) требует совершенно иных “людей, процессов и целей“, нежели чем требовалось, когда Apple продавала скромное количество Макинтошей (4.6M устройств в 2000 году, рост до 5.3М в 2006). Каким образом Apple удалось увеличить продажи устройств в 40 раз, с 5.3 миллионов в 2006 до 212 миллионов в 2017?
После возвращения в Apple, Apple 2.0, Стив Джобс принял множество гениальных решений и одним из них был найм опытного исполнительного директора по логистике, Тима Кука. Не без поддержки и вдохновения со стороны Джобса будущий COO и CEO собрал команду нужных людей, установил новые правила и буквально выковал связи с партнерами. Количество изменений переходит в качество – изменилась и сама Apple.
Но не до конца…
Что не изменилось в Apple, так это стремление к полному контролю путем тесной интеграции оборудования и программного обеспечения. Это одна из старейших “культурных” черт Apple, которая давным-давно подвергается критике со стороны людей, имеющих отношение к отрасли. Помнится разного рода эксперты жестко критиковали Apple за их проприетарную операционную систему для iPhone, iOS. “Джобс делает ту же ошибку, которая обрекла Макинтош”.
Но критике не устоять перед фактами: с одной стороны, из-за интеграции железа и ПО, доля iPhone на рынке составила 14%, с другой – компания лидирует по размеру приносимой прибыли. Согласно Digital Trends Article это 75% всей мировой прибыли от продажи смартфонов. Некоторые издания пишут, что цифра доходит до 83%.
Еще одна черта Apple: своеобразные требования к железу. Это привело к тому, что компания начала создавать собственные процессоры и перестала надеяться на сторонних производителей, которые могут оказаться ненадежными и с которыми нужно договариваться. Я вспоминаю шумные крики, раздававшиеся когда Стив Джобс принял такое решение. Сегодня мы видим, что Apple со своими процессорами вполне успешно конкурирует с другими производителями.
Также не будем забывать, как сильно Apple заботится о дизайне своих продуктов еще со времен Frog Design Хартмута Эсслингера и элегантного белоснежного Apple IIc, вышедшего в 1984 году.
После своего возвращения в 1997 году, Джобсу удалось выловить из глубин Apple будущего сэра Джонатана Айва, работы которого привели к серии гениальных дизайнерских решений вроде сочного голубого iMac.
Кстати, говоря о Маках. Продолжительное время Apple игнорировали свое историческое наследие, линейку профессиональных компьютеров. Но уже этой весной Apple анонсировала “накачанный” iMac Pro, который выйдет в конце года. А в 2018 году пообещали выпустить замену “закрытому” Mac Pro: полностью модульный Mac и отдельный дисплей. Некоторые даже назвали бы его OPENMAC. Согласитесь, для iPhone-компании это уже чересчур.
Cписок культурных особенностей Apple был бы неполон без медийной болтовни и слухов, отзывов уволенных сотрудников, прочих козней и интриг. Как раз к десятилетию iPhone вышла книга под названием The One Device — The Secret History of the iPhone (Тот самый девайс – секретная история iPhone), в которой рассказывается об истории iPhone “изнутри”. Здесь написано и о прекрасных начинаниях и о враждебной атмосфере внутри компании. Один из бывших боссов порицается другим, из-за того что тянул одеяло на себя; брак одного из сотрудников был разрушен из-за постоянных переработок; Фила Шиллера упрекают в том, что он долго выступал против экранной клавиатуры и (о боже мой!), не был технически подкованным:
У Шиллера нет такого же технического уровня как у многих других исполнительных директоров. Фил – это не инженер”, – говорит Бретт Билбри (Brett Bilbrey), бывший глава подразделения Apple Advanced Technology Group. “Бывало, что вам приходилось объяснять ему простые вещи, как школьнику.
Прекрасно. В принципе, можно взглянуть на образование Шиллера и его опыт работы программистом, но достаточно просто задаться вопросом – а сколько бы Фил протянул под началом Джобса если бы был “недостаточно технически продвинут”?
Я не могу согласиться с каждым высказыванием Фила, но очевидное противоречие между домыслами и легко проверяемыми фактами бросает тень на репутацию автора и его истинные цели.
Фил Шиллер вернулся в Apple в 1997 и с тех самых пор работал непосредственно со Стивом и Тимом.
Но это еще не все. Один из цитируемых источников вообще отрицает, что плохо отзывался о Шиллере. Автор же утверждает, что все цитаты были записаны на диктофон.
Тяжело видеть, как талантливые сотрудники компании пытаются получить путь к славе, игнорируя основное правило успеха: всегда принимайте критику, всегда отдавайте должное.
Если кому и есть, что сказать о происхождении iPhone, так это Скоту Форстоллу. 20 июня он выступает в Музее Истории Компьютеров в Маунтин Вью. Без выдающихся интеллектуальных способностей и целеустремленности Скотта, iOS не появилась бы на свет как развитие OS X. Многие бы так и думали, что это небылица, рассказанная Стивом Джобсом на презентации iPhone в 2007 году.
5 лет спустя Скотт Форстолл ушел из Apple. Якобы потому, что его энергия и фокус зашли слишком далеко и с ним было трудно работать. Я с теплом вспоминаю случайную встречу со Скоттом в ресторане в Пало Альто – нас объединяло чувство полученной свободы, после того как нам “указали на дверь”.
С момента увольнения из Apple Скотт ничего не сказал о своей 22 летней работе в NeXT и Apple. Не стал ничего требовать или кого-либо критиковать. Готов поспорить, что он не изменит чувству собственного достоинства. Приходите на его выступление, Скотт до сих пор любезно отзывается о работе и коллегах.
В заключении вспомним главную характеристику компании: мантру “Apple обречена”. Я разделял те же чувства, сразу после назначения в Apple France в 1980 году. Оглядываясь в прошлое, думаю, что Apple следует быть благодарными за постоянные memento mori. Тихое напоминание от раба, идущего на два шага позади шествия навстречу торжеству на Римском Капитолии.
А вот когда Apple сама начнет верить в окружающий ее миф и упиваться цифрами, как поверженные теперь Nokia и BlacкBerry, вот тогда можно будет сказать, что компания обречена.